IТ-образование с детского сада: образовательный проект «Информатика без розетки»
Программа прошла экспертизу и получила соответствующее одобрение в Министерстве образования Республики Беларусь. В прошедшем учебном году проект считался экспериментальным. В нем приняли участие более 2 тысяч детей и 183 педагога из 85 детских садов по всей стране. В 2021/2022 учебном году «Информатика без розетки» придет уже более чем в 200 дошкольных учреждений образования.
По словам заместителя директора администрации ПВТ Александра Мартинкевича, «в пятилетнем возрасте все-таки единственный доступный метод обучения – игровой. Поэтому сегодня вся программа проекта „Информатика без розетки“, которая внедряется в дошкольных учреждениях, строится на игровой деятельности. Сложные продукты никогда не делаются в одиночку. Рынок труда требует навыков коммуникации и умения работать в команде. Поэтому большинство игр в программе – командные. „Информатика без розетки“ нацелена не только на развитие так называемых hard skills, но и soft skills».
Зачем информатика нужна детям дошкольного возраста?
Подготавливая ребенка к школе, родители обычно учат его читать, писать и считать. Более прогрессивные прививают детям азы иностранных языков. Что же касается основ информатики, то ею, к сожалению, с дошкольниками занимаются гораздо реже. Происходит это по разным причинам.
Одни родители имеют смутное понятие об информатике как о науке. Многим кажется, что изучать информатику без компьютера – это как учиться ездить на велосипеде без велосипеда.
Другие считают, что эта наука не предназначена для дошкольников. А это в корне неверно, так как при грамотном подходе к этому вопросу ребенок усваивает необходимую информацию комплексно, изучая основы счета, развивая пространственное мышление, логику и многие другие навыки.
Психолого-педагогические исследования доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Они служат основой для формирования алгоритмической грамотности, которая дает возможность включать аппарат логики в структурную и содержательную организацию информации. Таким образом изучение основ алгоритмизации способствует возникновению у дошкольников механизмов обработки информации и решает задачу их подготовки к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.
На сегодняшний день роль информатики как науки очень сильно возросла, поэтому современные родители должны понимать, что при подготовке ребенка к школе они должны уделять этому предмету больше значения, чем это было в годы их собственной учебы.